Художник-путешественник
История одного комплектования
Комплектование экспонатов в музее – интересный, творческий процесс. Иногда, чтобы уникальный материал пополнил экспозицию, сотрудником проводится поисковая работа в течение нескольких лет …
В 2011 году фонды Комсомольского – на - Амуре городского краеведческого музея пополнились интересной коллекцией: цифровыми копиями акварелей художника-путешественника 19 века Ф.Ф.Баганца. Они интересны тем, что запечатлели русские поселения на Амуре в первые годы их основания – начало 1860-х гг. Это, на сегодняшний день, пока самые ранние изображения населённых пунктов русских переселенцев на Дальний Восток от Николаевска-на-Амуре до Хабаровска. Другие дошедшие до нас изображения этих мест сделаны на десятилетия позднее.
В 1995 году в структуре музея, после масштабной реэкспозиции, выделился новый отдел «История заселения и освоения Приамурья в конце 19 века – начале 20 в.в.». Комплектовался материал для нового отдела в экспедициях по сёлам Комсомольского района, в исторических архивах Дальнего Востока. Работая в 1995 году в Государственном архиве Хабаровского края, сотрудник отдела познакомился с фотокопией альбома акварелей малоизвестного художника Ф.Ф.Баганца «Путешествие по Амуру», пик творческой деятельности которого связан с периодом освоения Приамурья в середине XIX.
Смущало только, что это были черно – белые фотокопии акварелей не очень хорошего качества. Пришлось довольствоваться копиями, сделанными на черно – белом ксероксе, качество при этом ещё больше пострадало, но тем не менее копии уникальных акварелей Баганца вошли в экспозицию музея по истории Приамурья конца 19 века. Но мысль заполучить хорошие цветные копии с оригинала альбома не покидала всё время.
Начался поиск сведений о художнике – путешественнике, а самое главное о его «дальневосточном альбоме»: дело в том, что изобразительных источников о возникновении амурских сёл данного периода не так много, если не сказать – крупицы, а тут 34 талантливо и топографически точно написанных изображений населённых пунктов Приамурья! От сотрудников ГАХК было известно, что оригинал альбома хранится в г. Ленинграде в одной из публичных библиотек. Помощником в ленинградско-питерском направлении поисков в 2003 году стала Т.А.Кубанова (обучающаяся в то время в г.С.-Петербурге), сотрудник городского художественного музея, очень заинтересовавшаяся как искусствовед творчеством художника.
Ей удалось выяснить о Ф. Баганце следующее: этот талантливый художник – путешественник к началу XX века был практически забыт. В 1963 году в сборнике АН СССР, СО ДВ филиала им .В.Л.Комарова появилась статья А.П.Окладникова, А.И. Крушанова «Незаслуженно забытые картины художника Ф.Баганца о Дальнем Востоке», а 1990-е годы изучением биографии художника занялась ст.научный сотрудник Государственного Русского Музея, хранитель рисунка и акварели 2-й половины XIX века И.Б. Верховская, которая подготовила серьёзный труд о художнике.
Ф.Ф. Баганц родился в 1834 году в семье часовых дел мастера немца Фридриха-Готтарда Баганца, выходца из Курляндии (г. Митава, сегодня г.Елгава, Латвия), переселившегося в Петербург при Александре I. Фридрих Фридрихович /Фёдор Фёдорович/ Баганц учился в Петропавловском училище, по окончании которого поступил в Академию художеств, где был учеником А.П.Боголюбова и М.Н.Воробьёва. В каталоге учебных академических выставок упомянуты несколько его пейзажей, удостоенные 2-х серебряных медалей. Ещё во время учебы в Академии, плавал с кадетами на фрегате "Кастор" в качестве учителя рисования, а летнюю практику провёл на Валааме. Закончил Академию художеств в Санкт-Петербурге в 1860 году со званием неклассного художника I степени.
Пик деятельности Ф.Ф.Баганца (1834-1873) связан с периодом освоения Приамурья. После подписания Айгуньского договора, правительство принимает интенсивные меры к заселению новых территорий. Одна за другой следуют научные экспедиции. Баганцу удалось участвовать в 2-х кругосветных плаваниях на Дальний Восток с заданием от Гидрографического департамента. Первое кругосветное путешествие состоялось 26.10.1864 по 1887 г.г. на военном транспорте "Гиляк", нагруженном всем необходимым для дальневосточных постов. Баганц прикомандирован к экипажу для выполнения задания Гидрографического департамента по снятию "морских видов вдоль западных берегов Японского моря от залива Петра Великого до залива де Кастри и далее до устья реки Амура" [1]. 14 июня 1865 года Баганц высадился с "Гиляка" в г. Николаевске-на-Амуре и, пользуясь судами Сибирской дальневосточной флотилии приступил к исполнению своей главной задачи: делать зарисовки встречающихся населенных пунктов по Амуру от Николаевска-на-Амуре до Хабаровки (Малышевское, Вятское, Троицкое, Малмыжское, Пермское и др.). Так пишет о реалистически точной, «фотографической» манере рисовать художника Баганца искусствовед из Русского музея, исследователь его творчества И.Б.Верховская: «Пейзажи Баганца всегда объективны, пустое сочинительство его не увлекало. Всякий запечатлённый им мотив так или иначе соотносится с конкретным уголком природы. Привязка к топографически реальному месту была для него столь естественна, что, даже изображая безбрежные дали океана, где присутствуют лишь волны, небо и линия горизонта, он всякий раз обозначал географическую широту и долготу, давая, таким образом, название безымянным морским просторам». С самого начала художник связал свои профессиональные навыки со службой в Морском ведомстве. Ещё будучи учеником Академии, плавал с кадетами в качестве учителя рисования. Идея служения на пользу отечества, безусловно, руководила им, когда он выбрал себе судьбу художника-моряка и путешественника.
Таким образом, рисунки Баганца можно рассматривать как точные, топографически привязанные к месту, зарисовки населённых пунктов Приамурья, использовать их как изобразительный источник по истории освоения края.
Ф.Ф.Баганец «Нижний Тамбовск, на Амуре». 1866 г.
Эти рисунки и вошли в альбом 1866 года «Путешествие по Амуру», черно – белая фотокопия которого хранится в ГАХК. Оригинал альбома, удалось выяснить, находится в библиотеке истории и материальной культуры БАН в г. Санкт-Петербурге. Окрылённые, мы написали запрос, но расценки на услуги оказались для нашего музея неподъёмными. И лишь в 2011 году (через 16 лет с начала комплектования), благодаря современным технологиям и помощи краеведа города Белоглазова А.Н., оказавшемся в рабочей командировке в С.-Петербурге, удалось заполучить оцифрованные акварели художника Ф. Баганца, которые вошли в экспозицию нового музея города в разделе «История заселения и освоения Приамурья».
[1] И.Б.Верховская, Н.А.Цветкова «Художник-путешественник Ф.Ф.Баганц». Труды государственного музея истории Санкт-Петербурга, вып.3, 1998 г.