Особый строительный корпус
Чтобы ускорить строительство города, в сентябре 1933 года Совет Труда и Обороны СССР принял постановление о создании Особого Строительного Корпуса (ОСК) для оборонного строительства.
Одним из инициаторов создания корпуса был Василий Константинович Блюхер, маршал Советского Союза, командующий Особой Краснознамённой Дальневосточной армии. Формирование ОСК производилось с 1 по 15 ноября 1933 года на базе частей Московского и Ленинградского военных округов. Из трёх сформированных бригад, в Комсомольск отправили одну бригаду в составе 6 тыс. человек (остальные были направлены на другие строительные объекты).
Эшелоны первой бригады ОСК начали прибывать в Хабаровск в конце декабря. 26 декабря 1933 года военные строители отправились в Комсомольск. 17 января 1934 года военные строители прибыли в город. Они прошли 400 км по Амуру, неся за собой вещевой мешок весом около 30 кг.
Прибытие в январе 1934 года мощного пополнения из военных строителей дало возможность форсировать строительные работы, приступать к сооружению корпусов завода. В марте 1934 года они пробили ледовый канал протяжённостью около 10 км. от Пивани (здесь добывали лес) до лесозавода. Было вытянуто около 2,5 тыс. кубометров льда. Пробили в дне канала лунки, заполнили его водой и баграми подталкивали брёвна. Проблема с доставкой леса была решена.
Строители строили кроме заводов и жилые объекты: квартал «Брусчатка» (ограничен улицами Кирова, Красноармейской, Комсомольской, Пионерской), клуб «Брусчатка» и клуб им. Баранова (на Дзёмгах), первые кирпичные дома по улице Кирова № 31, 49, Бани.
Корпусу было поручено построить большую просторную кирпичную школу. Строили в три смены, техники на стройке почти не было. 1 сентября 1935 года начались занятия в школе ФЗД (фабрично-заводская десятилетка им. наркома Серго Орджоникидзе по ул. Кирова, школа №1).
После прихода ОСК стало очевидно, что военные строители заняли ведущее место в строительной индустрии города. В 1937 году ОСК был переименован в Государственный союзный строительно-монтажный трест № 36. 24 декабря 1952 года трест 36 объединён с трестом «Амурстальстрой» под наименованием «Строительный трест № 6». В 1958 году трест получил новое здание, построенное по проекту ленинградских архитекторов. В 90-е годы трест прекратил своё существование.
В память о подвиге военных строителей, в октябре 2002 года на набережной Амура установлен памятник, авторы которого Сергей Васильевич Николин и Надежда Семёновна Ивлева.